Суббота, 18.05.2024, 17:16
Приветствую Вас Гость

MosG

Меню сайта
Новые статьи
ВАШ выбор!
Категории раздела
Главная » Статьи » Музыка

Барток Бела

БАРТОК (Bartok) Бела (25 марта 1881, Надьсентмиклош, Трансильвания — 26 сентября 1945, Нью-Йорк), венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Родился в семье директора сельскохозяйственного училища, музыканта-любителя и учительницы. В 1899-1903 учился в Будапештской музыкальной академии им. Листа. С 1907 профессор по классу фортепьяно там же. Изучал крестьянский фольклор (венгерский, румынский, словацкий и др.), собрал свыше 30 000 песен. В 1919 совместно с З. Кодай разработал демократическую реформу музыкальной жизни в стране, за что подвергся репрессиям в годы хортистского режима.
В сочинениях 1900-1910 сочетал элементы архаического песенного фольклора с остродинамичными современными средствами выражения (пьесы для фортепьяно; «Багатели», 1908; «Бурлески», 1911; «Варварское аллегро», 1911; «Портреты» для оркестра, 1908). Широкую известность принес балет «Деревянный принц» (1916). В 1919 было создано одно из наиболее выдающихся его сочинений — балет «Чудесный мандарин».
В 1920-е годы продолжал развивать национальные фольклорные элементы. В некоторых произведениях этого периода еще острее проявились тенденции к коренному обновлению средств музыкальной выразительности (2 сонаты для скрипки, 3-й и 4-й квартеты, ряд фортепьянных пьес), что приводило иногда к чрезмерной усложненности музыкального языка. Этим сочинениям присущи крайняя заостренность и динамизация языка, тяготение к ударно-шумовым эффектам. 1920-1930-е годы — период расцвета гастрольно-концертной деятельности (выступал в странах Западной Европы, США, в 1929 гастролировал в СССР).
С 1930-х годов поворот в сторону упрощения и классичности стиля. Барток отказывается от некоторых крайностей звукового выражения, обращается к большей тематической ясности и четкости образно-эмоциональных замыслов (2-й фортепьянный концерт, 1931; «Музыка для струнных, ударных и челесты», 1936). В предвоенные годы занимает антифашистскую позицию. Создает сочинения, выражающие идеи гуманизма и братства народов (соната для 2-х фортепьяно и ударных, 1937; скрипичный концерт; «Дивертисменте» для струнного оркестра, 1939). Произведения для музыкальной самодеятельности (обработка народных венгерских песен; кантата «Из прошлого», 1935), пьесы педагогического репертуара (44 скрипичных дуэта, 1931; фортепьянный цикл «Микрокосмос», 1937). В период фашистской диктатуры (1940) эмигрировал в США. Там были созданы концерт для оркестра (1943) и фортепьянный концерт (1945).
Научные исследования в области фольклористики. Посмертно удостоен премии им. Кошута (1948) и Международной премии Мира (1955).

 

Читать также: 

Некрасов Николай Алексеевич

Иван 1 - Калита

Казахстан

Пржевальский Николай Михайлович

Внутренняя и Внешняя Политика Лжедмитрия 2

Украина

Портрет Милы

Шереметев Борис Петрович

Реферат про Вшей

Африка
Категория: Музыка | Добавил: Klon999 (10.05.2009) | Автор: E W
Просмотров: 655 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Профиль
Суббота
18.05.2024
17:16


Поиск
Популярные статьи
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0